Бесплатные федеральные тел. 8 (800) 500-27-29 доб. 216
» » Полномочия органов ФАС России по внеплановым проверкам могут расширить

Полномочия органов ФАС России по внеплановым проверкам могут расширить

Полномочия органов ФАС России по внеплановым проверкам могут расширить Помимо законопроекта об ужесточении уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, о чем портал писал ранее, Правительство РФ разработало проекты изменений, направленные  на совершенствование норм антимонопольного законодательства и на дополнение КоАП санкциями за их нарушение.

 

В частности, поправками в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) планируется:

  • предоставить антимонопольным органам право не уведомлять о проведении внеплановой проверки при нарушении требований об организации торгов в  соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции на предмет наличия сговора между заказчиком или организатором торгов и участниками торгов (сегодня антимонопольный орган должен сообщить о планах такой проверки за 24 часа до ее проведения (ч. 13 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции));
  • разрешить осуществлять выемку (изъятие) документов и предметов по расследованиям, связанным с установлением антиконкурентных соглашений;
  • позволить брать объяснения у должностных лиц компаний, в отношении которых осуществляются мероприятия по антимонопольному контролю;
  • увеличить срок давности по всем делам об антиконкурентных соглашениях с трех до четырех лет, когда дело возбуждено до истечения трех лет с даты заключения или реализации сговора, а если данные соглашения имеют признаки преступления – до шести лет.

Кроме того, предлагается закрепить право антимонопольного органа на получение персональных данных и данных об абонентах услуг связи. В то же время в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон об ОРД) планируется установить возможность передачи правоохранительными органами результатов оперативно-розыскных мероприятий антимонопольным органам в пределах их ведения.

 

К указанным сведениям могут допустить экспертов, которых планируют отбирать по решению комиссии (не только в рамках заключения госконтрактов согласно ч. 4 ст. 42.1 Закона о защите конкуренции), и предоставить им право на ознакомление с материалами дел, составляющих охраняемую законом тайну, а также с персональными данными, со сведениями об абонентах услуг связи в необходимом для их работы объеме. Кроме того, предусмотреть обязанность экспертов не разглашать указанные сведения под условием ответственности в соответствии с законодательством РФ.

 

В качестве превентивной меры предусматривается изменение в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), которое обяжет заказчиков при извещении об осуществлении закупки в единой информационной системе предупреждать поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок, антимонопольного и антикоррупционного законодательства.

 

Также не исключено, что контроль за недобросовестными юрлицами, нарушившими ст. 11 Закона о защите конкуренции, будет организован посредством ведения специального реестра. В такой реестр не будут включать информацию об освобожденном от административной ответственности лице вследствие его добровольного заявления о нарушении антимонопольного законодательства.

 

По вопросам освобождения от административной ответственности виновных лиц или снижения административного штрафа в Законе о защите конкуренции предлагается урегулировать порядок фиксации заявлений (в том числе в электронном виде), поскольку такие основания могут возникнуть лишь в зависимости от очередности признания в участии в картелях, например, если заявления направлены одновременно двумя или более участниками соглашения в федеральный и в территориальный антимонопольный орган, первым будет считаться заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган.

 

В случае принятия закона о внесении изменений в Законы о защите конкуренции, о контрактной системе и об оперативно-розыскной деятельности, его вступление в силу запланировано по истечении 10 дней после дня официального опубликования, за исключением положений о реестрах участников незаконных соглашений, которые предлагается ввести в действие с 1 января 2021 года.

 

За препятствие проведению внеплановых проверок незаконных соглашений, для которых не предусмотрено предварительное уведомление проверяемого лица (ч. 14 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции), в том числе в сфере гособоронзаказа, по которому ответственность для военнослужащих за такие правонарушения законопроектом планируется ввести на общих основаниях, в КоАП РФ намерены2 предусмотреть специальные санкции. Существующие в административном законодательстве штрафы в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ) для юрлиц, противодействующих таким проверкам, авторы законопроекта считают недостаточно предпринимаемыми мерами. В этой связи конкретно за воспрепятствование проведению должностным лицом антимонопольного органа проведения проверки заключения незаконного соглашения предлагается установить штрафы:

  • для физлиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юрлиц – от одной тысячной до одной сотой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествовавший году, в котором было выявлено административное правонарушение, но не менее 50 тыс. руб. Расчет штрафа для юрлиц планируется применять предусмотренный примечанием 4 к ст. 14.31 КоАП РФ.

Помимо этого, примечание 5 к ст. 14.32 КоАП РФ может подвергнуться корректировке в части возможности назначения административного штрафа в минимальном размере не только юрлицам, выполнившим во второй и третьей очереди условия для смягчения такого штрафа. А также дополнить указанную статью примечанием 7, определяющим понятие организатора ограничивающего конкуренцию соглашения. Под таким лицом планируется понимать лицо, организовавшее заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, либо руководившее реализацией такого соглашения. А не может быть таковым лицо, координирующее экономическую деятельность.

  Быстрый поиск: ФАС России, Полномочия ФАС
  Источник: LigaZakon.ru
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.