Бесплатный федеральный номер Юриста 8 (800) 333-45-16 доб. 159
» » В Трудовом кодексе планируется закрепить порядок самоконтроля работодателей

В Трудовом кодексе планируется закрепить порядок самоконтроля работодателей


Не исключено, что в будущем работодатели смогут избежать надзорных мероприятий в сфере труда, проводя процедуру самоконтроля. Предполагается, что они будут заполнять проверочные листы, размещенные на портале онлайнинспекция.рф и указывать, соблюдены ими обязательные требования или нет. Такие листы необходимо будет направлять в Роструд, и при условии отсутствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний инспекторы не будут проводить надзорные мероприятия в течение пяти лет. Причем по истечении данного срока работодатель может снова пройти такую процедуру, и в случае отсутствия нарушений проверка в отношении него также проводиться не будет. Как именно будет проверяться достоверность направленных работодателем сведений, пока не уточняется. Планируется, что процедура самоконтроля работодателей будет прописана в Трудовом кодексе. О данной инициативе рассказал начальник управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов в ходе конференции "Актуальные вопросы трудового права-2017".

 

В то же время напомним, что госорганы вправе проводить внеплановые проверки по различным основаниям, например, в случае обращения работника организации (подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – Закон № 294-ФЗ). Логично предположить, что введение процедуры самоконтроля работодателей не повлияет на проведение таких проверок.

 

Отметим, что уже сегодня на портале онлайнинспекция.рф есть возможность самоконтроля для работодателей – на нем размещены проверочные листы по различным тематикам (онлайнинспекция.рф/inspector/prechecks?category_id=popular). Однако пока по итогам такой проверки можно лишь получить заключение интерактивного сервиса и попытаться самостоятельно устранить нарушения.

 

Представитель Роструда также поделился мнением, что в контексте внедрения риск-ориентированного подхода речь идет не столько о снижении административной нагрузки на бизнес, сколько об оптимизации этой нагрузки – ее распределяют между бизнесом и государством.

Он привел три гипотетических варианта такого распределения:

  • жесткий и всеобъемлющий надзор за всеми работодателями без каких-либо исключений;
  • полное саморегулирование как наиболее либеральный вариант, когда надзорные органы выполняют скорее консультирующую функцию;
  • надзор, в ходе которого властные органы выполняют функцию внешнего наблюдателя, который может вмешаться только в случае необходимости, в то время как в основном работодатели занимаются саморегулированием, но по правилам, изначально заданным государством.

Егор Иванов сообщил, что Роструд считает наиболее оптимальным третий вариант, в том числе основываясь на опыте международного сотрудничества. Инициатива о процедуре самоконтроля как раз является одним из проявлений такого подхода.


Отойти от жесткого регулирования планируется и в сфере охраны труда. Директор департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж сопоставил текущую ситуацию и планируемые изменения. "Сегодня мы либо реагируем на различные печальные происшествия в виде несчастных случаев либо профессиональных заболеваний, либо жалоб работников на те или иные условия труда. Вот этот акцент нужно менять и как один из основных принципов обеспечения жизни и здоровья работников на производстве ввести принцип профилактики, принцип предупреждения", – поделился эксперт. Предполагается, что общие нормы, закрепляющие такие принципы, будут введены в ТК РФ, а уже в подзаконных актах определят, как выявлять опасности, предупреждать их и как оценивать риски. Эксперт подчеркнул, что нормы в подзаконных актах будут носить рекомендательный характер.

 

По словам специалистов, жесткое регулирование было характерно для советского периода, когда применялась единая система планирования и одинаковое оборудование. "Сейчас ситуация совершенно другая и мы не видим целесообразности и необходимости создавать дополнительную нагрузку на бизнес, поэтому нормы и вводим", – указал представитель Минтруда России. Устаревшими он назвал и нормы, в соответствии с которым женщинам категорически запрещается осуществлять отдельные виды работ. "Подход такой лобовой – нельзя и все – он тоже, наверное, уже несколько устарел. В каком возрасте нельзя, в каких условиях нельзя, в каких факторах нельзя и так далее – на эти вопросы надо отвечать", – заявил эксперт, добавив, что данная проблема требует деликатного решения в условиях кризиса трудовых ресурсов.

 

Реформа контрольно-надзорной деятельности также предполагает устранение ситуаций, когда разные ведомства обладают сходными функциями, в связи с чем проверки по сути дублируются. Валерий Корж сообщил, что в Правительство РФ планируется внести законопроект, в соответствии с которым Роспотребнадзор должен будет согласовывать с Минтрудом России издаваемые первым СанПиНы, если они касаются условий труда.

 

Но существует и кардинально иной подход к необходимости снижения нагрузки на работодателей при проведении проверок. В ходе мероприятия заведующий кафедрой трудового права и права соцобеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Никита Лютов напомнил, что трудовое право создавалось для защиты экономически более слабой стороны – работника, но не работодателя. Более того, по его мнению, Закон № 294-ФЗ прямо противоречит Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле. В соответствии с международным документом, инспектор труда имеет право посещать любую организацию, которая находится в сфере его компетенции, в любое время и по собственному усмотрению (подп. "а" п. 1 ст. 12 Конвенции). Никита Лютов напомнил, что данная конвенция ратифицирована нашим государством, а следовательно, является составной частью правовой системы страны. А если федеральный закон противоречит международному договору, применяется последний (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).


Не нашли ответ, задайте вопрос Адвокату onlain бесплатно


Спросить у юриста быстрее, чем искать


Консультация юриста бесплатно по телефону круглосуточно

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.